прокуратура разъясняет

ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ

С 1 января 2023 года Минимальный размер оплаты труда увеличен на 963 руб.

В соответствии с частью первой статьи 1  Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2023 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 16 242 рубля в месяц.

Показатель нужен работодателям для расчета ряда выплат сотрудникам: зарплат, отпускных и командировочных, больничных.

Повышение окладов - не единственный способ довести уровень зарплаты до «минималки». Сделать это можно за счет иных выплат. Например, специальной доплаты сотрудникам, у которых зарплата ниже МРОТ.

Ряд выплат нельзя включать в расчет «минималки». К ним относят:

- премии к праздникам и юбилейным датам;

- оплата сверхурочной, ночной работы, работы в выходные и праздники;

- «северные» надбавки и районные коэффициенты;

- зарплата внутренних совместителей (ее выплачивают по отдельному трудовому договору);

- доплата за совмещение должностей.

         Для работников, работающих на территории Республики Башкортостан, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджета Республики, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов, а также некоммерческих организаций минимальный размер оплаты труда установлен также в сумме 16 242 рубля в месяц.

 

Закон Республики Башкортостан «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Башкортостан «О транспортном налоге» принят 21.11.2022.

Установлено, что от уплаты налога освобождаются физические лица, принимающие (принимавшие) участие в специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей, Украины, в том числе призванные на военную службу по частичной мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, или члены их семей (для граждан, находящихся в браке, заключенном в органах записи актов гражданского состояния, - супруг (супруга); для граждан, не находящихся в браке, - отец или мать) по мотоциклам, мотороллерам, автомобилям легковым, автомобилям грузовым, по другим самоходным транспортным средствам, машинам и механизмам на пневматическом и гусеничном ходу (для владельцев двух и более транспортных средств, указанных в настоящем абзаце, - по выбору за одно транспортное средство каждого типа).

 

Закон распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022, и действует по 31 декабря 2022 года.

Налоговый вычет за спорт

С 1 августа в России впервые можно будет воспользоваться новым «спортивным» налоговым вычетом (соответствующий закон был принят год назад). Применяться он будет к доходам, которые получены налогоплательщиками с 1 января 2022 года.

За свои занятия спортом россияне смогут вернуть 13 процентов расходов. При этом максимальная сумма годовых затрат на физкультуру и спорт, с которых можно будет получить налоговый вычет, установлена в размере 120 тысяч рублей. То есть максимальный размер такого вычета составит 15,6 тысячи рублей. Еще одно условие – физкультурно-спортивная организация или индивидуальный предприниматель должны быть включены в специальный перечень. Получить вычет можно будет и за детские занятия спортом.

Оплата покупок в магазине чужой банковской картой без согласия собственника: кража или мошенничество?

Действия по использованию чужой банковской карты (в том числе найденной) в целях оплаты товаров и услуг без согласия на то собственника денежных средств являются хищением чужого имущества.

Карта представляет собой электронное средство платежа и одновременно привязана к банковскому счету ее владельца.

Часть 1 статьи 159.3 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за мошенничество с использованием электронных средств платежа. Максимальное наказание за данное преступление не превышает 3-х лет лишения свободы, в связи с чем преступление относится к категории небольшой тяжести. Ответственность наступает при причинении ущерба собственнику свыше 2 500 рублей.

Пунктом «г» части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за кражу имущества с банковского счета (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 159.3 УК РФ). Максимальное наказание за данное преступление составляет до 6-ти лет лишения свободы, в связи с чем преступление относится к категории тяжких. Ответственность наступает независимо от суммы причиненного ущерба и дела по данной категории не подлежат прекращению ввиду тяжести преступления.

Действующим законодательством на работников торговых организаций, осуществляющих платежные операции с банковскими картами, обязанность идентификации их держателей по документам, удостоверяющим личность, не возлагается.

Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что хищение злоумышленником денежных средств в таких случаях квалифицируется как кража (пункт 17 постановления Пленума от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»; пункт 25.1 постановления Пленума от 27.12.2002 № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»).

Таким образом, иная оценка действиям виновного не может быть дана, и они квалифицируются по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ.

Оспаривание бездействия судебного пристава

Согласно ст. 121 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления Федеральной службы судебных приставов, а также постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществляется в порядке искового производства по нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, административного судопроизводства - по нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - по нормам Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом распределения компетенции между судами.

Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, и в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Жалоба на постановление Федеральной службы судебных приставов, а также на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения Федеральной службой судебных приставов, судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Кроме того, жалоба на действия или бездействие должностных лиц службы судебных приставов может быть подана непосредственно вышестоящему должностному лицу ФССП: на судебного пристава-исполнителя – начальнику отделения судебных приставов-исполнителей, на начальника отделения – руководителю органов ФССП по субъекту и т.д., а также непосредственно в органы прокуратуры.

О новом в материнском (семейном) капитале

С октября 2022 года средства материнского капитала можно направлять на оплату образовательных услуг, предоставляемых индивидуальными предпринимателями.

Ранее средства материнского (семейного) капитала возможно было направить на оплату образовательных услуг, предоставляемых только частными образовательными организациями, зарегистрированными в качестве юридического лица.

Соответствующие изменения внесены в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12. 2007 № 926.

Необходимо иметь ввиду, что речь идет об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Уменьшение платы за коммунальную услугу в связи с низким качеством предоставляемых услуг

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальные услуги уменьшается.

В определенных случаях потребитель также вправе требовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

По общему правилу факт непредоставления и (или) ненадлежащего предоставления коммунальных услуг подтверждается актом проверки.

Кроме того, может быть подтвержден любыми средствами доказывания, предусмотренными законом, в том числе показаниями свидетелей, видеозаписями или заключением эксперта (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ; п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22).

Следует учесть, что в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений ресурсоснабжающая организация производит уменьшение размера платы за коммунальные услуги, если нарушения произошли до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома (ч. 12 ст. 157.2 ЖК РФ).

Если же нарушения возникли во внутридомовых инженерных системах, то ресурсоснабжающая организация, являющаяся исполнителем, изменение размера платы за коммунальную услугу не производит. При этом потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества, с лиц, привлеченных собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных систем.

Ответственность потребителей коммунальных услуг за установку «магнита» на приборы учета

В соответствии с пп. «г» п. 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», потребитель не вправе, в том числе, самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения, либо конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в его работу, демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета, а также в работу оборудования или программных средств, использовать оборудование и (или) иные технические устройства или программные средства, позволяющие искажать показания приборов учета.

В случае выявления фактов размещения на приборе учета специальных устройств или предметов, искажающих показания прибора учета, ресурсоснабжающей организацией производится перерасчет, и количество потребленной энергии рассчитывается, по тому же принципу, что и в случае отсутствия или неисправности прибора учета, то есть по нормативу.

Исходя из практики, в случае такого расчета, сумма, подлежащая оплате, в несколько раз выше, чем обычно.

Согласно ч. 1 ст. 7.19 КоАП РФ самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

В данном случае возможно также и наступление уголовной ответственности по ст. 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения).

 Дробить жилье на микродоли запрещено

С 01.09.2022 вступил в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 г. №310-Ф3 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" которым установлена минимальная доля в квартире, меньше которой продавать нельзя. Целью нововведения является защита людей от квартирного рейдерства, а также уменьшить число «резиновых квартир».

Новые нормы устанавливают минимально возможные границы дробления долей в праве собственности. По новым правилам доля собственника не может быть менее 6 кв. метров. Теперь сделки по продаже меньшей доли будут недействительны.

Собственник жилья будет не вправе совершать действия, влекущие возникновение долей в праве собственности на помещение, а тем, кто уже обладает долей жилья, запрещается разделять недвижимость на части, если в результате доля каждого из сособственников будет менее 6 кв.м. Сделки, заключенные с нарушением этих правил, являются ничтожными, говорится в законе. В то же время этот порядок не применяется, если право общей долевой собственности возникает в силу закона, например, при наследовании или приватизации жилья. Или при сделках с использованием материнского капитала.

Учеников с ограниченными возможностями здоровья на домашнем обучении обеспечат бесплатным двухразовым питанием или будут выплачивать компенсацию

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в интернатах, будут обеспечиваться бесплатным двухразовым питанием учредителями образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального, региональных и местных бюджетов, иных источников финансирования.

Порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано на дому, в том числе возможность замены питания денежной компенсацией, установят органы власти.

Федеральный закон от 14 июля 2022 N 299-ФЗ «О внесении изменений в статью 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Закон вступает в силу с 1 сентября 2022 г.

В "продленках" официально разрешили делать домашнее задание

Решение об открытии группы продленного дня и режиме пребывания в ней обучающихся принимает школа с учетом мнения родителей. В "продленке" наряду с присмотром и уходом за учениками надо будет заниматься воспитанием, подготовкой к учебным занятиям. Могут проводиться физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия.

Федеральный закон от 14 июля 2022 N 301-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Продлена государственная программа «Семейная ипотека»
Выселение из жилого помещения из-за систематического нарушения прав соседей либо использования жилого помещения не по назначению
С 1 апреля 2022 года будет действовать упрощенный порядок назначения выплат на детей от 3 до 7 лет, выплат одиноким родителям на детей от 8 до 17 лет и ежемесячных выплат беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки.
Вводится возможность подачи заявления на выплату на детей 3-7 лет по месту фактического проживания, если это предусмотрено нормативным актом субъекта РФ, а также устанавливается беззаявительный порядок перерасчета выплат в связи с ежегодным изменением прожиточного минимума.
Заявление на получение пособия беременным женщинам и на детей от 8 до 17 лет также можно будет подать по месту фактического проживания.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета такой прибор считается вышедшим из строя.
Потребитель в случае выхода прибора учета из строя:
- обязан незамедлительно известить об этом ресурсоснабжающую организацию;
- сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя;
- обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены, поверки) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя.
Если требуется проведение демонтажа прибора учета необходимо за 2 рабочих дня уведомить поставщика коммунальных ресурсов, который присутствует при проведении таких работ (за исключением неявки).
После проведения поверки прибора учета (либо его замены) необходимо подать заявку о вводе прибора учета в эксплуатацию.
В заявке указывается: сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон), предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки; сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета; показания прибора учета на момент его установки; дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Ввод в эксплуатацию прибора учета должен быть произведен не позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки в дату, указанную в заявке, либо иную, согласованную с потребителем.
Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями поставщика ресурса.
Перед подписанием акта ввода в эксплуатацию прибор учета должен быть опломбирован.
ВАЖНО! Ввод приборов учета в эксплуатацию, его опломбирование осуществляется без взимания платы.
с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, расчет размера платы за коммунальную услугу осуществляется исходя из показаний прибора учета.
В период, когда срок поверки прибора истек и его поверка не проведена (не установлен новый прибор), плата за коммунальную услугу в первые три месяца рассчитывается исходя из среднемесячного объема потребления, в последующем исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5.
Согласно ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Таким образом, важнейшим условием привлечения ребенка к труду в образовательном учреждении является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей). Данное согласие может быть оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения, либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями).
В случае, если добровольное согласие от ребенка и его родителей (законных представителей) не получено, а ребенок, тем не менее, привлекается к труду, это является принудительным трудом, который, согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещен.
Если ребенок и его законные представители не давали согласия на использование труда ребенка, его не могут принудить привлекать к труду, в т.ч. дежурить по школе, классу, или принимать участие в летней трудовой практике и др.
Если же добровольное согласие на труд у образовательного учреждения имеется, то важно следить за тем, чтобы этот труд осуществлялся с соблюдением санитарных норм, норм охраны труда, перечня разрешенных видов работ и нагрузок для несовершеннолетних. В частности, недопустимо в рамках дежурства привлекать детей к мытью окон, подъему тяжелых предметов
01 июня 2022 года с 09:00 до 18:00 в прокуратуре Абзелиловского района будет работать «горячие линии».
По вопросам соблюдения прав несовершеннолетних в сфере обеспечения лекарственными препаратами можете обратиться по телефону (34772) 2-07-61.
Предприниматели могут обратиться по телефону (34772) 2-10-07 с заявлениями о нарушении их прав, в том числе связанными с необоснованными действиями банковских учреждений по изменению ставок по ранее выданным кредитам.
По вопросам противодействия коррупции, нарушений, связанных с прохождением государственной и муниципальной службы, можете обратиться по телефону (34772) 2-07-92.
Прокуратурой Абзелиловского района Республики Башкортостан утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении депутата Совета сельского поселения Амангильдинский сельсовет муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан. Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264.1 УК РФ - управление автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения.
Органами следствия установлено, что 16.03.2022 депутат Совета сельского поселения, будучи в состоянии алкогольного опьянения, являясь лицом, подвергнутым к административному наказанию, в нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации,  управлял автомобилем, и был остановлен сотрудниками ДПС ОГИБДД Отдела МВД России по Абзелиловскому району, в связи с подозрением в совершении им административного правонарушения, был освидетельствован на состояние опьянения, по результатам которого установлено наличие абсолютного этилового спирта в количестве 1.105 мг/л, тем самым установлено состояние алкогольного опьянения.
Прокуратурой района уголовное дело в отношении депутата направлено в Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан для рассмотрения по существу.
В Республике Башкортостан с 01 июня 2022 года увеличена величина прожиточного минимума.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 мая 2022 г. № 267  с 01 июня 2022 г. увеличена  величина прожиточного минимума на душу населения.
Прожиточный минимум  - это сумма доходов гражданина, которая необходима ему для обеспечения жизнедеятельности.
В Республике Башкортостан величина прожиточного минимума на душу населения состаляет 12 110 рублей, для трудоспособного населения - 13 200 рублей, пенсионеров - 11 474 рубля, детей - 11 747 рублей.  
Социальный контракт.
 Социальный контракт - это соглашение, которое заключается органами соцзащиты с гражданами и семьями, доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в регионе (в Республике Башкортостан с 01.06.2022 г. величина прожиточного минимума  на душу населения установлена в размере 12 110 руб.).
Среднедушевой доход семьи рассчитывается на основе доходов всех ее членов за три последних месяца.
Если член семьи потерял работу с 1 марта 2022 года и зарегистрировался как безработный, его доходы не учитываются.
Виды социального контракта:
- по поиску работы;
- по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности;
- по ведению своего подсобного хозяйства;
- по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (например, приобретение лекарственных препаратов, товаров первой необходимости, товаров и услуг дошкольного и школьного образования).
Выплаты по социальному контракту должны использоваться только по целевому назначению.
Социальный контракт заключается на срок от 3 до 12 месяцев.
По социальному контракту можно получить:
- единовременную материальную помощь в размере 100 тыс. руб. для подсобного хозяйства или 250 тыс. руб. для собственного дела;
- ежемесячную помощь в размере прожиточного минимума;
- различные социальные услуги (по уходу за детьми, прохождении диспансеризации);
- обучение (граждане, которые ищут работу, открывают свое дело, могут пройти обучение сроком до 3 месяцев и оплатой в размере до 30 тыс. руб.).
  Для получения государственной социальной помощи нужно обращаться в органы соцзащиты или МФЦ.
Получение государственной социальной помощи на основании социального контракта не лишает граждан права на получение иных мер социальной поддержки.
Изменения в трудовом законодательстве в части применения женского труда.
В 2022 году изменился перечень производств, работ и должностей, на которых ограничивается применение труда женщин, а также уточнены нормы тяжестей, которые могут вручную поднимать женщины
Женщинам нельзя работать в котельных, холодноштамповочных, волочильных и давильных работах, а также работах в сфере монтажа и обслуживания технологического оборудования, ремонта нефтепромыслового оборудования.
При этом женщинам разрешено работать авиационным механиком (техником), инженером, занятым непосредственно на техническом обслуживании самолетов (вертолетов).
Кроме того, женщина в сумме за час не должна перемещать более 350 кг грузов с рабочей поверхности и 175 кг с пола. Разово можно поднимать максимум 15 кг.

Продлено действие водительских удостоверений.
 
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года № 626 закреплено, что на 3 года продлено действие российских национальных водительских удостоверений, сроки действия которых истекли с 1 января 2022 года либо истекут до 31 декабря 2023 года. При этом продление сроков не требует внесения дополнительных изменений в обозначенные документы.
 
Административная ответственность за необеспечение доступа к газовому оборудованию представителей поставщика или газораспределительной организации.
Федеральным законом от 21.12.2021 № 425-ФЗ «О внесении изменения в статью 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена административная ответственность в отношении недобросовестных потребителей газа.
Согласно ч. 7 ст. 9.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) за неосуществление потребителем газа действий по полному или частичному ограничению отбора газа в случаях, предусмотренных законодательством о газоснабжении, либо воспрепятствование осуществлению поставщиком и (или) газораспределительной организацией мероприятий по полному или частичному ограничению подачи (поставки) газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения,
влечет наложение административного штрафа:
-на должностных лиц - в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или
-дисквалификацию на срок от двух до трех лет;
-на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
 
Телефонное мошенничество – это вид мошенничества, направленный, как правило, на получение конфиденциальной информации о платежных, кредитных, расчетных или других счетах потерпевшего посредством телефонных звонков.
Злоумышленники используют разные тактические приемы обмана, в том числе могут представляться сотрудниками банка и просят продиктовать трехзначный код на оборотной стороне карты, объясняя это тем, что в отношении счета совершаются преступные посягательства, либо же могут представиться дальними родственниками, с которыми потерпевший давно не общается, причем они им не представляются, а также применяют тактические приемы, при которых потерпевший сам начинает угадывать «звонящего».
Главное быть бдительным, при телефонном разговоре не озвучивать конфиденциальную информацию, если Вы не можете быть уверены с кем в действительности совершается разговор.
Если же Вы попались на уловку злоумышленников необходимо незамедлительно принять исчерпывающие меры для блокировки карты, а также обратиться с заявлением о преступлении в правоохранительные органы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2022 года № 1791 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам жилищного (ипотечного) кредитования граждан Российской Федерации.

Принято решение о продлении программы «Семейная ипотека», согласно которой семьи с детьми могут получить льготный кредит на покупку жилья, строительство частного дома или приобретение земельного участка.

Действие программы будет распространяться на семьи, где ребёнок родился в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2023 года. Ранее этот период заканчивался 31 декабря 2022 года. Срок заключения кредитного договора продлён до 1 июля 2024 года

В рамках программы «Семейная ипотека» можно получить кредиты по льготной ставке до 6%.

Конституцией Российской Федерации гарантировано право каждого на жилище.

Законодательством Российской Федерации строго определены случаи выселения граждан из жилого помещения. Одним из таких оснований является систематическое нарушение прав соседей либо использование жилого помещения не по назначению или бесхозяйственное обращение с ним.

В соответствии со статьей 35 Жилищного кодекса Российской Федерации если наниматель или проживающие с ним члены его семьи используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение, они могут быть выселены из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Выселение допускается только в качестве крайней меры и только по решению суда. Это допустимо при условии, что наниматель или проживающие совместно с ним члены семьи не выполняют полученное от наймодателя предупреждение о необходимости устранить нарушения и провести в соразмерный срок ремонт помещения, если обращение с жильем приводит к его разрушению.

С иском о выселении в данном случае вправе обратиться наймодатель или другие заинтересованные лица, например, соседи, а также органы государственной жилищной инспекции.

Если указанные выше нарушения совершает собственник жилого помещения и после предупреждения органа местного самоуправления продолжает их совершать и не производит необходимый ремонт, то по иску органа местного самоуправления суд может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

«Изменения в законодательстве о противодействии коррупции»

Указом Президента РФ от 18.07.2022 № 472  установлена обязанность лица, декларирующего сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера по требованию проверяющего представить в течение 15 рабочих дней документы, подтверждающие законность получения денежных средств.

Одновременно внесены изменения в форму справки о доходах, утвержденную Указом Президента РФ от 23 июня 2014 г. № 460.С 01.07.2023 в нее должны включаться суммы денег, поступившие на счета за отчетный период, если их общая сумма превышает общий доход лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за прошедший и предшествующие два года с приложением выписки о движении денежных средств по счетам за отчетный период.

«Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения»

Помимо ответственности физических лиц за коррупционные правонарушения, действующим законодательством закреплена также ответственность для юридических лиц.

В связи с ратификацией Концепции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2001 и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) Федеральным законом от 25.12.2008 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» введена административная ответственность юридических лиц за коррупцию.

Ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность юридических лиц за незаконное вознаграждение, то есть за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иной организации, иностранному должностному лицу или должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в его интересах действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.

В качестве субъекта административной ответственности, установленной ст. 19.28 КоАП РФ, выступают только юридические лица. Следует учитывать, что действия, указанные в ст. 19.28 КоАП РФ от имени или в интересах юридического лица могут совершаться соответствующими физическими лицами также только умышленно. Это обстоятельство предполагает осознание, предвидение (сознательное допущение) достижения каких-либо интересов исключительно юридического лица (не своих собственных, других физических лиц или абстрактных интересов).

Совершение рассматриваемого правонарушения влечет за собой наложение административного штрафа на юридических лиц, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав. Размер штрафа может быть снижен при наличии исключительных обстоятельств (характер и последствия правонарушения, финансовое положение и пр.), но не более, чем на половину (ч.3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

«Некоторые положения законодательства о противодействии коррупции»

С марта 2022 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Указанный федеральный закон дополнен ст. 8.2 о контроле за законностью получения денежных средств.

Теперь в случае, если в ходе осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера получена информация о том, что в течение года, предшествующего году представления указанных сведений (отчетный период), на счета чиновника, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в банках и (или) иных кредитных организациях поступили денежные средства в сумме, превышающей их совокупный доход за отчетный период и предшествующие два года, он обязан представить сведения, подтверждающие законность получения этих денежных средств. противном случае материалы проверки направляются в органы прокуратуры Российской Федерации. Если в ходе прокурорской проверки законность полученных денежных средств не будет подтверждена и их сумма превышает 10 тысяч рублей, прокурор обращается в суд с исковым заявлением о взыскании их в доход государства.

Таким образом, законодательство о противодействии коррупции содержит не только правовые механизмы обращения в доход государства имущества чиновников, но и денежных средств, законность получения которых не подтверждена

О регистрации совершеннолетних сирот до получения ими жилья от государства.

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2022 № 2069 «О внесении изменения в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» регламентированы правила регистрации по месту жительства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, достигших совершеннолетия или эмансипированных, до предоставления им благоустроенного жилья от государства или до исключения их из списка нуждающихся в жилье.

Данные лица будут регистрироваться по месту жительства по адресу местной администрации (ее территориального органа) муниципального образования, на территории которого они проживают, в регионе, где они включены в список.

Заявление о регистрации по месту жительства можно будет подать через портал госуслуг.

Постановление вступает в силу с 11.01.2023.

 

Об изменениях в законодательстве о миграционном учете.

Федеральным законом от 14.07.2022 № 304-ФЗ внесены изменения в ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и ст. 10 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Теперь собственник жилого помещения вправе запросить адресно-справочную информацию (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, дата регистрации по месту жительства, месту пребывания) о лицах, зарегистрированных по месту пребывания или по месту жительства в его жилом помещении, без их согласия.

Также собственнику жилого помещения без согласия иностранных гражданах, зарегистрированных по месту жительства или поставленных на учет по месту пребывания в жилом помещении, предоставляются такие сведения государственной информационной системы миграционного учета в отношении иностранного гражданина, как фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, дата регистрации по месту жительства и постановки на учет по месту пребывания.

Изменения вступают в силу с 01.01.2023.

Об изменениях в законодательстве о банковской деятельности.

Федеральным законом от 20.10.2022 № 408-ФЗ внесены изменения в ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и ст. 27 Федерального закона «О национальной платежной системе».

На основании принятого закона Банк России будет направлять в органы МВД России информацию о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента.

Порядок информационного обмена, форма и перечень предоставляемых сведений будут закреплены в заключенном сторонами соглашению.

Ответственность несовершеннолетних за курение электронных сигарет.

В настоящее время среди несовершеннолетних набирает популярность к урения «вейпов».

Статьей 12 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» установлен запрет курения табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.

Статья 6.24 КоАП РФ предусматривает ответственность граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста, за нарушение вышеуказанного запрета. В соответствии с частью первой данной статьи граждане могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в сумме от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

По смыслу действующего законодательства курение «вейпов», электронных сигарет, систем нагревания табака (типа IQOS), а также кальянов в общественных местах в настоящее время приравнено к курению сигарет.

Таким образом, законодателем запрещено курить на территории и помещения школ, учреждений культуры и спорта; больниц; в поездах дальнего следования, судах, находящихся в дальнем плавании, на воздушных судах, всех видах общественного транспорта; в гостиницах; торговых центрах; помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления; лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов; на детских площадках, пляжах и др.

За нарушение указанного запрета подростки могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 6.24 КоАП РФ, а их родители по ст. 5.35 КоАП РФ (неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних), за совершение которого предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

«Изменения в законодательстве о противодействии коррупции»

Указом Президента РФ от 18.07.2022 № 472  установлена обязанность лица, декларирующего сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера по требованию проверяющего представить в течение 15 рабочих дней документы, подтверждающие законность получения денежных средств.

Одновременно внесены изменения в форму справки о доходах, утвержденную Указом Президента РФ от 23 июня 2014 г. № 460.С 01.07.2023 в нее должны включаться суммы денег, поступившие на счета за отчетный период, если их общая сумма превышает общий доход лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за прошедший и предшествующие два года с приложением выписки о движении денежных средств по счетам за отчетный период.

«Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения»

Помимо ответственности физических лиц за коррупционные правонарушения, действующим законодательством закреплена также ответственность для юридических лиц.

В связи с ратификацией Концепции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2001 и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) Федеральным законом от 25.12.2008 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» введена административная ответственность юридических лиц за коррупцию.

Ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность юридических лиц за незаконное вознаграждение, то есть за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иной организации, иностранному должностному лицу или должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в его интересах действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.

В качестве субъекта административной ответственности, установленной ст. 19.28 КоАП РФ, выступают только юридические лица. Следует учитывать, что действия, указанные в ст. 19.28 КоАП РФ от имени или в интересах юридического лица могут совершаться соответствующими физическими лицами также только умышленно. Это обстоятельство предполагает осознание, предвидение (сознательное допущение) достижения каких-либо интересов исключительно юридического лица (не своих собственных, других физических лиц или абстрактных интересов).

Совершение рассматриваемого правонарушения влечет за собой наложение административного штрафа на юридических лиц, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав. Размер штрафа может быть снижен при наличии исключительных обстоятельств (характер и последствия правонарушения, финансовое положение и пр.), но не более, чем на половину (ч.3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

«Некоторые положения законодательства о противодействии коррупции»

С марта 2022 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Указанный федеральный закон дополнен ст. 8.2 о контроле за законностью получения денежных средств.

Теперь в случае, если в ходе осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера получена информация о том, что в течение года, предшествующего году представления указанных сведений (отчетный период), на счета чиновника, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в банках и (или) иных кредитных организациях поступили денежные средства в сумме, превышающей их совокупный доход за отчетный период и предшествующие два года, он обязан представить сведения, подтверждающие законность получения этих денежных средств. противном случае материалы проверки направляются в органы прокуратуры Российской Федерации. Если в ходе прокурорской проверки законность полученных денежных средств не будет подтверждена и их сумма превышает 10 тысяч рублей, прокурор обращается в суд с исковым заявлением о взыскании их в доход государства.

Таким образом, законодательство о противодействии коррупции содержит не только правовые механизмы обращения в доход государства имущества чиновников, но и денежных средств, законность получения которых не подтверждена.

О регистрации совершеннолетних сирот до получения ими жилья от государства.

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2022 № 2069 «О внесении изменения в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» регламентированы правила регистрации по месту жительства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, достигших совершеннолетия или эмансипированных, до предоставления им благоустроенного жилья от государства или до исключения их из списка нуждающихся в жилье.

Данные лица будут регистрироваться по месту жительства по адресу местной администрации (ее территориального органа) муниципального образования, на территории которого они проживают, в регионе, где они включены в список.

Заявление о регистрации по месту жительства можно будет подать через портал госуслуг.

Постановление вступает в силу с 11.01.2023.

 

Об изменениях в законодательстве о миграционном учете.

Федеральным законом от 14.07.2022 № 304-ФЗ внесены изменения в ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и ст. 10 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Теперь собственник жилого помещения вправе запросить адресно-справочную информацию (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, дата регистрации по месту жительства, месту пребывания) о лицах, зарегистрированных по месту пребывания или по месту жительства в его жилом помещении, без их согласия.

Также собственнику жилого помещения без согласия иностранных гражданах, зарегистрированных по месту жительства или поставленных на учет по месту пребывания в жилом помещении, предоставляются такие сведения государственной информационной системы миграционного учета в отношении иностранного гражданина, как фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, дата регистрации по месту жительства и постановки на учет по месту пребывания.

Изменения вступают в силу с 01.01.2023.

Об изменениях в законодательстве о банковской деятельности.

Федеральным законом от 20.10.2022 № 408-ФЗ внесены изменения в ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и ст. 27 Федерального закона «О национальной платежной системе».

На основании принятого закона Банк России будет направлять в органы МВД России информацию о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента.

Порядок информационного обмена, форма и перечень предоставляемых сведений будут закреплены в заключенном сторонами соглашению.

Сокращен срок оформления паспорта

Срок оформления российского паспорта составлял 10 дней при условии, если документы поданы по месту жительства, и 30 дней - во всех остальных случаях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2021 № 1205, которое вступило в силу с 01.07.2022, в России сокращен срок оформления паспорта до 5 дней. Этот срок не зависит от места жительства гражданина, пребывания, фактического проживания и обстоятельств его замены. Такая норма будет распространяться и при введении паспорта с электронным носителем.

При смене паспорта старый бумажный будет аннулироваться. Гражданин не может иметь одновременно два действительных российских паспорта. Оформление электронного паспорта гражданина России и загранпаспорта не взаимосвязано – они по-прежнему будут иметь разную юридическую силу.

Летом 2021 года вступили в силу часть изменений, внесенных в положение о паспорте гражданина России, образце бланка и его описании.

Срок действия российских паспортов, подлежащих замене при достижении гражданами возраста 20 и 45 лет, продлен до 90 дней. В настоящее время менять паспорт нужно сразу по достижении такого возраста, а на период его оформления выдается временное удостоверение. Однако по такому временному удостоверению оформить в банке кредит или зарегистрироваться на портале госуслуг нельзя. Поправки устранят такие неудобства.

Также с 30 до 90 дней увеличен срок, необходимый для подачи заявления о выдаче или замене паспорта для несовершеннолетних, достигших 14-летнего возраста.

О порядке действий в случае, если гражданин оказался двойником должника по исполнительному производству

При осуществлении надзорной деятельности установлено, что в ходе принудительного исполнении судебными приставами исполнительных производств возникают случаи неверной идентификации личности должников. Данный факт свидетельствует о нарушении прав граждан, не являющихся стороной по возбужденным исполнительным производствам, и может повлечь ситуации, связанные с необоснованными ограничениями их прав, а именно, арестом имущества, обращением взыскания на доходы гражданина, запретом на поездки за пределы территории Российской Федерации, что является недопустимым.

Для установления должника по исполнительному производству, его имущественного положения и местонахождения действует следующий алгоритм: судебный пристав-исполнитель посредством межведомственного электронного взаимодействия направляет запросы в регистрирующие органы и кредитные организации, далее в автоматическом режиме при совпадении фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, выдается информация, вне зависимости от совпадения иных установочных данных.

Нередко данный алгоритм приводит к получению информации на лиц, имеющих идентичные анкетные данные и не являющихся должниками, однако судебный пристав не может перепроверить информацию ввиду автоматизации процедуры.

С октября 2021 года граждане, ошибочно идентифицированные как должники по исполнительным производствам, могут оперативно решить вопрос с помощью нового вида обращений, созданном в сервисе Интернет-приемная официального сайта Федеральной службы судебных приставов России. Для этого гражданину необходимо перейти по ссылке https://fssp.gov.ru/form и заполнить специальную форму.

Перейдя по ссылке, гражданину будет предложено ознакомиться с порядком подачи обращений в ФССП России - в территориальные органы службы. Далее необходимо заполнить сведения о заявителе и изложить суть обращения. Важно обратить внимание, что в качестве темы обращения необходимо выбрать графу: «Я двойник!».

Рассмотрение данной категории обращений осуществляется аппаратом управления территориального органа ФССП России.

После получения обращения, сотрудники территориального органа ФССП России запросят у заявителя документы, позволяющие однозначно идентифицировать его личность.

Cрок рассмотрения такого обращения, необходимый для идентификации гражданина и устранения нарушенных прав двойника, составляет 2 дня.

После получения судебными приставами документов, подтверждающих ошибочную идентификацию гражданина, ранее наложенные на гражданина ограничения незамедлительно отменяются.

Указом Президента России от 15.08.2020 №558 установлено звание «Матери-героини»

Указом Президента введен знак особого отличия – орден «Мать-героиня» согласно которому, звания присваивается матерям – гражданкам Российской Федерации, родившим и воспитавшим десять и более детей, которые свою очередь также являются гражданами России, при присвоении соответствующего звание женщине выплачивается единовременное денежное поощрение в размере 1 млн рублей.

Кроме того, увеличены суммы единовременных выплат награжденным медалью ордена «Родительская слава» и орденом «Родительская слава» до 200 и 500 тыс. рублей соответственно.

Орденом «Родительская слава» награждаются родители (усыновители), состоящие в браке, либо один из родителей(усыновителей), которые воспитывают или воспитали семерых и более детей – граждан Российской Федерации в соответствии с требованиями семейного законодательства.

Медалью ордена «Родительская слава» награждаются родители (усыновители), воспитывающие или воспитывавшие четырех и более детей – граждан Российской Федерации в соответствии с требованиями семейного законодательства.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.03.2022 № 398 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.2021 № 362 «О государственной поддержке в 2021 году юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при трудоустройстве безработных граждан» компании и организации, которые возьмут на работу молодых людей, смогут рассчитывать на государственную поддержку в рамках программы субсидирования найма.

Речь идет о трудоустройстве отдельных категорий граждан в возрасте до 30 лет. В их числе – выпускники колледжей и вузов без опыта работы, молодые люди без среднего профессионального или высшего образования, инвалиды, дети-сироты, родители несовершеннолетних детей.

Размер субсидии работодателям определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда, установленного с 1 января 2022 года Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», увеличенной на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и районный коэффициент, на фактическую численность трудоустроенных граждан, по истечении первого, третьего и шестого месяцев с даты их трудоустройства.

В целях предоставления субсидии работодатель направляет заявление с приложением перечня свободных рабочих мест и вакантных должностей, на которые предполагается трудоустройство, в органы службы: занятости с использованием личного кабинета Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2022 № 68 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации, предусматривающие установление порядка назначения выплат на детей и беременным женщинам

Вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 N 262-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О российском движении детей и молодежи".Федеральным законом в федеральные законы «Об общественных объединениях», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Об образовании в Российской Федерации» вносятся изменения в целях приведения их отдельных положений в соответствие с Федеральным законом «О российском движении детей и молодежи».Согласно Федеральному закону российское движение детей и молодёжи вправе осуществлять деятельность по подготовке ребёнка к реализации им своих прав, участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также в решении вопросов организации образовательного процесса (в разработке программ воспитания и календарных планов воспитательной работы, принятии локальных нормативных актов образовательной организации, затрагивающих права обучающихся) и помощи родителям в воспитании детей, развитии их индивидуальных способностей.